Сергей Михалок: Каждый человек в состоянии изменить свою жизнь
Этой группы чиновники боятся как огня, хотя она никогда не играла на оппозиционных концертах. Они достигли статуса самой известной отечественной команды за пределами страны, но белорусы вынуждены ездить на их концерты в Вильнюс, Варшаву и Смоленск.
Их клип “Капитал” взял множество наград по всему миру, но его ни разу не показали по белорусскому телевидению. Их долгое время не воспринимали в белорусской рок-тусовке, хотя еще 15 лет назад они были признаны лучшей группой года на “Рок-Коронации”. Успех им принесли несерьезные шутливые произведения, но после издания трилогии “Капитал” – “Манифест” – “Культпросвет” эта команда утвердилась совсем в ином статусе …
Гость программы Сергея Будкина “Белый список Свободы” – лидер группы “Ляпис Трубецкой” Сергей Михалок.
– За время существования “Ляписов” все привыкли к вашим ироничным, двусмысленным, полусерьезным высказываниям. Но в последнее время вы удивительно категоричны и решительны. До сих пор непросто привыкнуть, что Михалок констатирует на полном серьезе, что в Беларуси происходит культурный геноцид. Почему решили снять с себя маску клоуна?
– У настоящего современного артиста должно быть много масок. И чем их больше, тем слушателю интереснее. Это не значит, что это какое-то лицемерие. Мы выбрали путь иронии, юмора, гротеска, буффонады. Лет 10-15 назад нам казалось куртуазно, интересно и весело разводить обывателей и мещан образом простеньких мальчишек. Для нас это была интересная культурологическая игра, но времена меняются и количество трэша, общепланетного мусора и зла бьет через край в последние годы. Поэтому настало время говорить по-другому. Поэтому мы сейчас вот такие.
– А что повлияло на изменения в вашем сознании в принципе? Как произошел переход от “Когда яблони цветут, всем девчонкам нравится” до “Погоня рядом, будем жить”?
– Я всегда чувствовал себя неловко, когда мы были мэйнстримовыми звездами. С 1996 года, когда нас начали возносить, когда у нас появились тысячи сторонников, особенно после альбома “Ты кинула”, чувствовал себя не в своей тарелке. Мне намного больше нравится мой нынешний статус. Если мы и звезды, то звезды альтернативной культуры. Мне это приносит радость, потому что я не хочу быть суперзвездой и не хочу всех вещей, связанных с пафосом профессии. Поэтому то, что мы делаем сейчас, близко моему истинному назначению. Я делаю то, что мне нравится.
– Вы говорили о той популярности, которая хлынула на вас после альбома “Ты кинула”, в Беларуси это даже немного раньше случилось. А как вы тогда воспринимали события, которые происходили в стране? Те многотысячные демонстрации, создание союза Беларуси и России, исчезновения политиков … Вас это все как-то задевало?
– Тогда я не высказывал свое отношение к действительности в пределах своего артистического образа. Это был бы перекос, это выглядело бы лицемерно. Считаю, что в рамках художественной концепции все должно быть логично. Персонаж “Ляписа Трубецкого”, что пел про яблони и Сочи, а в своих интервью вещал бы анархо-протестные лозунги – это моветон, так было бы некрасиво и глупо. То, что я делаю сейчас, укладывается в единую художественную концепцию.
– То есть сейчас Михалок-певец слился с Михалком-личностью, Михалком-гражданином?
– Да, у меня исчезла шизофрения, потому что образ “Ляписа” был далек от моего истинного “я”. Никогда не устану говорить о том, что наша группа родилась в минском андеграунде. Да, мы сделали миллион непростительных поступков, но самое главное, о чем мы говорим, – каждый человек в состоянии изменить свою жизнь, не обращая внимания ни на какие препятствия, и стать сильнее в этой борьбе с самим собой.
– Ваши слова моментально расхватывают на цитаты. Причем не только из текстов песен, но и из ваших высказываний, что свидетельствует о том, что вы можете и способны влиять на определенную часть белорусского общества. Готовы взять на себя роль морального авторитета?
– Я хочу взять на себя роль аморального авторитета. Мой жизненный путь – это путь Феникса: я неоднократно умирал и столько же раз возрождался. Роль Мэсси и оракула не хотел бы брать на себя. Все же в нашем случае не стоит забывать о таком понятии, как самоирония. Лозунг наш по-прежнему звучит так: “Castigat ridendo mores”, то есть нравы линчуем смехом. А еще я считаю, что высшая мудрость всегда прячется под одеждой клоуна. И в этом плане я предан все-таки своему сценическому и актерскому амплуа: я по-прежнему клоун, фокусник, Гаер и Забияка. Не хочу смотреть на мир серьезным и просветленным взглядом. Каждый день я по-прежнему решаю для себя множество новых вопросов и по-прежнему чувствую себя маленьким мальчиком в огромном космосе. Поэтому, перед тем как брать на веру то, что я говорю, людям нужно прислушаться к самим себе. Потому что, как для меня, то главная задача художника в том, чтобы его творчество помогло человеку открыть его истинное “я”. Поэтому мой опыт и мои слова – это никак не аксиомы, не талмуд, не жемчужины новой философской доктрины.
– А здесь нет противоречия между тем, что вы сказали в начале разговора?
– Конечно, нет. Клоунада остается, единственное, что в ней просто стало больше остросоциальных и философских моментов. В любом случае я работаю в рамках жанра. Конечно, в этом много и серьезных мыслей, но это не значит, что я стану очень серьезным человеком.
– В конце прошу представить одно из ваших произведений, которое прозвучит в завершении программы “Белый список Свободы”.
– Недавно на хоккейном чемпионате, когда наша сборная забивала свои немногочисленные голы, доброжелатели с принимающей стороны ставили песню “Belarus Freedom”. Мне кажется символичным, что на соревнованиях по виду спорта, который стал чуть ли не нашей национальной идеей, звучит песня группы, которая находится в каких-то черных списках. Это свидетельствует об эклектике, что царит в головах наших официальных руководителей. Давайте это произведение и послушаем. Желаю всем радости и хорошего настроения. Не забывайте о том, что меньшинство – это не значит, что мы аутсайдеры. Мы меньшинство, так как мы – авангард. И этим нужно гордиться!