Бунт на «Беларусьфильме»
Киноэлита попала в число самых обездоленных слоев белорусского населения.
Как рассказали «Радыё Свабода» сотрудники киностудии «Беларусьфильм», целые подразделения национальной «фабрики кино» созрели, чтобы присоединиться к волне трудовой миграции из Беларуси.
Последние годы «Беларусьфильм» не может похвастаться особыми достижениями в области киноиндустрии, а беларусьфильмовская база отчасти превратилась в площадку для штампования российских сериалов. Но, как в отчаянии признался один из сотрудников киностудии, «на подхвате» особых дивидендов не получишь. И если во времена пребывания на директорской должности прежнего властного идеолога Владимира Заметалина средства на выплату зарплат добывались не без помощи административного ресурса, то теперь деньги закончились:
«Новым директором студии вместо Заметалина у нас назначен Сильванович – очередной функционер из Министерства культуры. При нем дела в студии вообще пошли в разнос. Каким бы ни был Заметалин, как мы здесь привыкли тайком говорить, но при нем достаточно нормально получали зарплату – которая, кстати, росла. Премиальные были хорошие, тринадцатая зарплата. В связи с 80-летием белорусского кино всем по 100 тысяч рублей выдали и т.д. Другое дело, что творчество хромало, но это то, на каком уровне наше кино реально и было. Но пришел новый человек и дела стали совсем плохи».
Собеседник, который в ожидании положительных изменений пока не хочет себя афишировать, рассказывает: первыми, кто взбунтовался против обнищания, были сотрудники студии анимационных фильмов. Это как раз то подразделение, которое еще приносит прибыль всему «Беларусьфильму». Да и критики констатируют: современная белорусская мультипликация хорошо воспринимается за рубежом, о чем свидетельствуют награды, которые аниматоры привозят с международных фестивалей. Но материальное вознаграждение на родине близко к нулю:
«Они директору сказали: если в ближайшее время не будет повышен заработок, вся студия переедет работать в Россию. В Москве согласны создать целое подразделение, где белорусы смогут работать. Впервые такой демарш за все время белорусского кино, чтобы целое подразделение «Беларусьфильма» было готово покинуть страну. Сам факт, как понимаете, неординарный. Кроме того, во вторник было профсоюзное собрание, на котором директор Сильванович объявил об увольнении начальника актерского отдела Валентины Белько, которая исполняла обязанности председателя профкома – правда, открепленного. Если бы была прикреплена, не имел бы право уволить без согласования с центром. Фактически это расплата за ее слова: вся студия получает как никогда мизерные зарплаты. И вот он ее выгоняет – неугодного профсоюзного лидера. Ведь причем начальник актерского отдела к делам студии? При этом директор предупредил: в течение трех лет даже не ждите никакого повышения».
Директор студии анимационных фильмов Сергей Сычев не захотел выносить конфликт с руководством на широкое обсуждение, поступив привычным «без комментариев». А вот Валентина Белько в пятницу подтвердила, что действительно работает на киностудии последний день, но по существу говорить не стала – мол, неприятностей у нее даже больше, чем можно было представить:
«Да, я с понедельника уже не работаю. Но знаете, к какой-то основательной беседы пока не готова. У меня тут еще столько всяких неприятных разборок, еще даже худших, чем вы думаете – с этим генеральным директором. И пока все это не кончится, я просто не хочу, чтобы мое имя муссировали в СМИ. Давайте подождем немного, где-то через пару недель еще вернемся к этому разговору … «.
С середины 1990-х «Беларусьфильм» покинула целая плеяда знаковых режиссеров, сценаристов, актеров, технических сотрудников. Узкая специализация так называемого «Партизанфильм», который власти преобразовали в очередной идеологический «лубок» системы, не согласовывалась с позицией свободных творцов. Да и никто инакомыслящих держать не собирался. Отсюда, как говорит известный кинорежиссер Вячеслав Никифоров, который отдал киностудии лучшие годы своей жизни, и соответствующее отношение к «кинематографическому планктону»:
«Да сами по себе эти разговоры какие-то инфантильные …. В нормальных странах взрослым людям, взрослым режиссером, которыми мы и являемся на седьмом десятке, присылают материал. И спрашивают: а не согласитесь ли вы это сделать? Серьезный режиссер поинтересоваться размерами сметы, сроками, уровнем драматургии – кто это делал, писал – и финансовыми условиями. Но у нас при словосочетании «финансовые условия» сразу слышится со всех углов (официально не говорят): вон чего захотел! Имея в виду: а не поработать бы вам бесплатно, господа? Вот так бы они сказали строителям, токарям, водопроводчикам: ребята, да вы что? Видите ли, за длинным рублем погнались! Естественно, чтобы выжить, не умереть с голоду и не менять профессию, хотим рубля, и подлиннее, особенно если семья большая. И если время твоей профессиональной и физической жизни коротко, то, наверное, ты должен думать и об этом».
Предыдущий руководитель «Беларусьфильма» Владимир Заметалин в последние дни прошлого года был исправлен в отставку за неудовлетворительные результаты в области кинематографии. Вместо него генеральным директором назначен Олег Сильванович – бывший глава департамента по кинематографии Министерства культуры.